Еще весной четыре молодые девушки были студентками, а сейчас они уже работают в школах Тюменской области. Редакция Moi-portal.ru пообащалась с учителями и задала им вопросы о том, как прошел их первый рабочий месяц.
Айнур Баязитова мечтала о педагогической специальности с самого детства. Сейчас она работает учителем младших классов в две смены каждый день: в первом классе 37 детей, в третьем — 32.
Виктория Куйбина выбрала педагогический путь, когда училась в старшей школе. Сейчас она работает с первым классом, в котором 19 человек. В школе Виктория проводит по 8 часов в день. У первого класса не так много занятий, поэтому уроки идут до 11 часов. С трех часов Виктория проводит кружки, с 16 до 18 ученики делают домашнее задание под присмотром педагога. После рабочего дня еще около двух часов уходит на подготовку к новому рабочему дню.«Нет четких рамок по времени, ты продолжаешь работать 24/7. Если говорить о бумажках (проверка тетрадей и заполнение документов), то ежедневно на это тратится не менее 7 часов. При подготовке интерактива для внеурочной деятельности с нуля я трачу еще 4 часа», — рассказала Айнур.
Ольга Шмелева выбрала педагогическое направление по своим баллам ЕГЭ. Все четыре года обучения она сомневалась в том, хочет ли идти в школу, но сейчас Ольга работает с четвертым классом, в котором 34 ученика. Рабочий день продолжается с 8:00 до 13:00 по расписанию уроков и внеурочных занятий. Проверка тетрадей и заполнение журналов занимает 2-3 часа. Еще пара часов уходит на подготовку к урокам на следующий день.
Дарья Голубенко работает учителем русского языка и литературы в двух пятых классах, в каждом из которых по 33 ученика. В день у нее может стоять от 4 до 7 уроков. Рабочий день начинается в 8:00, и, чаще всего, в 15:00 Дарья уже дома. Девушка продолжила педагогическую династию, так как обе ее бабушки были учителями русского языка и литературы. В детстве она неоднократно помогала им проверять тетради.
За этот месяц Айнур убедилась в том, что учитель для многих родителей не является авторитетом. В одном из классов родители рады, что с ними работает такой молодой педагог. В другом к Айнур относятся с опаской, родители не уверены в ней и порой напрочь забывают о границах в общении.«Подготовка к урокам отнимает разное количество времени, все зависит от сложности темы, моей заинтересованности в ней и форм работы на уроке. Тетради по русскому языку необходимо проверять каждый день — в моем случае их 66. Я уже “набила” руку, сразу вижу ошибки или неполное выполнение задания, так что проверка занимает час-полтора. Диктанты и сочинения проверяются намного дольше», — поделилась с редакцией Дарья.
Ольга отметила, что, помимо работы с детьми, есть очень много документов и журналов, которые нужно заполнять каждый день. Заниматься этим не сложно, но из-за их большого количества учителя не всегда укладываются в сроки сдачи. В работе для Ольги и Дарьи сложнее всего оказалось работать с детьми, которые тяжело воспринимают молодого и нового учителя.
Виктория не встретила в школе больших проблем. Родители относятся к ней с уважением, несмотря на разницу в возрасте, дети ведут себя хорошо, а вот с руководством иногда возникают недопонимания. В работе Ольге нравится общаться с детьми и взрослыми людьми, применять знания на практике и наблюдать за результатами собственной работы. Сложнее всего приходится с ненормированностью рабочего дня. У учителя нет возможности отложить работу на завтра, потому что на следующий учебный день появляются новые задачи. По мнению молодого специалиста, в будни (и иногда на выходных) у учителя совсем нет времени на себя.«В моем классе родители хорошо относятся к молодому учителю. По крайней мере пока никаких претензий на этот счет не поступало. Думаю, они привыкли к молодым педагогам. Хочется верить, что дома про меня звучат уважительные речи», — отметила Ольга.
Айнур нравится, что сейчас есть «учителя-блогеры», которые готовы поделиться своим опытом в интернете, особенно в вопросах установления дисциплины в классе. В профессии она успешно применяет как новые методы и приемы, так и те, которые испытала на себе во время учебы в школе.
Дарье в работе нравится быть не просто учителем-предметником, но и человеком, к которому тянутся дети, чтобы поделиться личными переживаниями, получить совет. Особенно ей приятно видеть результат своей работы, когда даже троечники выполняют работу на «4» или «5».«Так вышло, что я работаю в школе, в которой училась сама. Многие мои учителя меня узнают и тепло встречают, подсказывают, поддерживают и помогают. У нас выстроена атмосфера поддержки и тепла друг к другу», — рассказала Айнур.
Из недостатков работы девушка может выделить то, что за драки и проступки класса всегда остается виноватым классный руководитель. Если акцентировать внимание на специфике предметов Дарьи, то к русскому языку ученики относятся серьезнее, зная, что это важный предмет и рано или поздно придется сдавать экзамен. А вот читать на литературе они не хотят, поэтому учителям приходится искать обходные пути — приемы, которые мотивируют их познакомиться с текстом произведения.
Сейчас у учителей появилась новая отчетная документация, электронные журналы, «постановка» на питание. Изменился не только сам социум, но и отношение к преподавателям. Это не только пугает молодых педагогов, но и отвлекает их от главного вида деятельности. Однако даже это не пугает учителей, которые стремятся научить новому подрастающие поколения. Они создают будущее, которое если и не останется в книгах, то точно оставит свой след в душе учеников.«Мне запомнилась фраза одного преподавателя: “Хотите быть хорошим учителем, будьте хорошим учеником”. Как мы можем просить чего-то от учеников, чему сами не соответствуем», — добавила Айнур.